Художественный руководитель Театра имени Леси Украинки Михаил РЕЗНИКОВИЧ: «Пусть расцветают все цветы, кроме бумажных!»
«У нас самые высокие доходы среди украинских театров. Мы больше всего налогов платим государству»
— Юбилей — это всегда этап. С одной стороны, подведение промежуточных итогов, с другой — повод наметить дальнейший путь развития. Каким видится этот путь вам?
— Мне кажется, движение украинской культуры вообще и театра в частности должно происходить по принципу: пусть расцветают все цветы, кроме бумажных! То есть должны быть представлены самые разные направления — от классики до авангарда и самые разные жанры — от фарса до трагедии. Но при этом хорошо было бы, если бы власть по возможности определила для себя, какие направления важнее, что стоит поддерживать, в первую очередь развивать на государственном уровне, что опасно утратить, потеря каких направлений нанесет больший ущерб будущим поколениям.
Убежден, в приоритете должно оставаться искусство духовное, которое заставляет задуматься над вечными человеческими ценностями. Есть два безусловных принципа, выведенных Пушкиным и Гоголем: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал», и «Театр — кафедра, с которой очень много можно сказать миру добра». Если власть не осознает, как важно сегодня поддерживать искусство, следующее этим заветам, в стране впоследствии может наступить духовная катастрофа. Задуматься над этим стоит уже сейчас: «камо грядеши» — куда идем?
Авангард важен, нужен, даже необходим. Он разрушает привычные, омертвевшие способы выражения в искусстве, вчерашние театральные формы. Миссия его целебна, но в то же время и разрушительна. Авангард хорош, когда необходимо разрушить старое, но... Что предлагается взамен?
Приемы авангарда, отдельные его формы можно принимать, лишь ставя их на службу духовному искусству. Я лично критично отношусь к мощному направлению современного российского театра, автоматически перенимающего прагматические западные авангардные движения. Когда режиссер ставит на сцене МХАТа «Трех мушкетеров», но это не Дюма, а винегрет, когда в спектакле Кирилла Серебренникова в Гоголь-центре артисты обнажают задницу... Что это? Эпатаж. Над этим можно посмеяться. Можно поаплодировать. Но что дальше?
Мне представляется, украинский театр должен двигаться в совершенно ином направлении, не оглядываясь на подобные достижения России и Запада. Важно задаться еще одним вопросом: интересны ли в принципе современной Европе вторичные копии среднестатистического западного театра? Думаю, их может привлечь лишь то, чего у них нет. Что-то необычное, самобытное.
Подтверждение этому — неизменный успех Ансамбля Вирского, гастролирующего по всему миру, или, к примеру, наши недавние двухнедельные гастроли в Лондоне. Мы сыграли там драму Леси Украинки «Каменный властелин». Оказалось, англичане не подозревали, что существует еще одна версия знаменитой легенды о Дон Жуане, отличная от мольеровской, пушкинской и прочих. Выяснилось, что украинский вариант оригинален и не менее интересен, о чем можно прочесть в рецензиях британских критиков.
Я не раз пытался убедить разных министров культуры, коих за годы независимости повстречал немало, что в Европу нужно двигать те достояния, которыми гордимся. В театре это прежде всего драмы шекспировского масштаба — «Украденное счастье» Ивана Франко, «Каменный властелин» Леси Украинки и «В воскресенье рано зелье копала» Ольги Кобылянской, хотя это не пьеса.
Для Леси Украинки мы смогли в какой-то мере «пробить окно в Европу», познакомив с ее творчеством лондонских зрителей. А ведь если власть наметила путь на евроинтеграцию, хорошо бы интегрировать в Европу самое талантливое и духовно обогащающее, что есть у нас в живописи, музыке и театре. Важно, чтобы власть позаботилась о будущем, финансируя и поощряя в первую очередь не чернуху, не бытовщину, не злость в искусстве, а «чувства добрые». Востребованы ли они самым широким современным зрителем? Наш театр, исповедующий психологию человека как основу творчества, играет параллельно на трех сценах и собирает аншлаги. У нас самые высокие доходы среди украинских драматических театров. Мы больше всего налогов платим государству...
«Страшен не тот, кто не прочел ни одной книги, страшен тот, кто прочел лишь одну»
— В чем же тогда проблема?
— Прежде всего в воспитании кадров — в образовании. С режиссурой, например, сегодня не проблема — катастрофа. Сегодняшним студентам проще придумать форму спектакля, нежели реализовать ее на сцене, и режиссеру проще обращаться с актерами, как с куклами, марионетками, чем научить их подлинно проживать события и сталкиваться в диалоге. Очевидно, этот вопрос должен волновать и министра культуры, и ректора театрального вуза, и всех педагогов, и власть в целом.
К сожалению, постепенно утрачивается одно из главных достижений режиссуры ХХ века — умение вскрыть в пьесе острый духовный конфликт, разобрать пьесу по событиям. Это высший пилотаж нашей профессии, и чтобы овладеть этим искусством, нужны годы. Выдающийся музыкант Генрих Нейгауз как-то сказал, что пианист, сыгравший три сонаты Бетховена, по уровню не сравнится с пианистом, сыгравшим 23 сонаты Бетховена. То же и в режиссуре: опыт разбора пьесы, опыт постановки спектаклей имеет для молодого постановщика очень большое значение. Это то, на что необходимо делать упор в воспитании молодой режиссуры.
Я подготовил записку министру культуры с предложением организовать на базе нашего театра режиссерскую лабораторию, чтобы несколько режиссеров из разных театров Украины в течение года проходили бы здесь своеобразную практику, постигая принципы событийного разбора. Ведь этим ремеслом можно овладевать годами. Я помню, как мой педагог по актерскому мастерству замечательный артист БДТ Евгений Лебедев говорил нам, студентам: «Проблему действия актер осваивает всю свою сознательную жизнь». Так и режиссер: он (если он, конечно, в трезвом уме и здравой памяти) никогда не скажет, что до конца освоил проблему действия, что поймал Бога за бороду.
— Как думаете, власть не занимается культурой по глупости или нарочно?
— Вероятно, они уверены, что в стране есть проблемы поважнее, и, мне кажется, в этом вопросе искренне заблуждаются. Духовное развитие общества — одно из важнейших направлений в культуре страны, и пренебрегать этим, по меньшей мере, недальновидно. Каким бы тяжелым ни было экономическое положение, финансирование культуры по остаточному принципу ни к чему хорошему не приведет. Черчилль говорил, что политик думает о следующих выборах, а государственный деятель — о грядущих поколениях. Это отличие принципиально.
Не каждый может руководить театром, не каждый может возглавлять киностудию, не каждый может управлять страной и быть министром. У нас же заблуждения на этот счет нередки. Многим кажется, что они все могут. На одной из мировых спортивных олимпиад был лозунг: «I want. I can» — «Я хочу. Я могу». Но даже в отдельно взятом театре между «хочу» и «могу» знак равенства возникает далеко не всегда. Что уж говорить об управлении страной.
Вот я, например, снял два двухсерийных фильма на Киностудии имени Довженко. Оба — высшей категории, один даже представлял Украину в Германии. Но я никогда бы не согласился руководить киностудией — я не знаю специфики этой отрасли, не знаком со всеми тонкостями процесса. Поэтому стремление человека с легкостью необыкновенной пересесть из, предположим, кресла ректора в кресло министра образования вызывает у меня массу вопросов. Но как заметил Гамлет: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»... Еще один классик, но уже украинской литературы — Павел Архипович Загребельный — однажды точно подметил: «Страшен не тот, кто не прочел ни одной книги. Страшен тот, кто прочел лишь одну». Если такой человек попадает во власть, это действительно опасно — и в культуре, и в транспортной отрасли, и в сельском хозяйстве...
— Очевидно, принципы руководства театром, культурой, страной в чем-то схожи и в любом случае требуют командной работы, грамотной кадровой политики...
— В вопросах кадровой политики театра я не руководствуюсь принципом своего учителя — Георгия Александровича Товстоногова. Он считал, что в театре должен быть лидер — ведущий режиссер, остальные лишь должны ему помогать.
Мне представляется, цель лидера в большом психологическом театре — воспитание не только будущих актерских поколений, но и режиссерских. На сегодняшний день в нашем театре успешно трудятся режиссеры разных поколений. Кирилл Кашликов впервые заявил о себе как о постановщике девять лет назад, выпустив спектакль «Солдатики». Отборочной комиссией одного из самых престижных европейских фестивалей современной пьесы он был приглашен на немецкий фестиваль в Висбаден и прошел с очень большим успехом. Два года назад состоялась премьера его «Джульетты и Ромео», а этой весной вышел третий, по-моему, самый зрелый и гармоничный спектакль Кашликова — «Вид с моста» по Артуру Миллеру.
У нас очень профессиональные режиссеры Ирина Барковская и Леонид Остропольский, у них немало интересных спектаклей. Успешно работают 40-летние постановщики, например, Олег Никитин, недавно поставивший комедию «Требуется лжец!». Спектакли Ольги Гаврилюк, поставленные на Новой сцене и Сцене под крышей, объездили почти всю Европу. Дмитрий Морозов — представитель поколения 30-летних — выпустил два спектакля с народными артистами театра — «Ненормальную» Надежды Птушкиной и «Женщину и чиновника» Альдо Николаи...
В театре должны активно работать и развиваться режиссеры всех поколений. В этом залог движения и развития театрального коллектива.
— Какие первоочередные задачи ставите сегодня перед труппой?
— Сегодня главная проблема — уровень актерской техники. Очень важно, чтобы артисты понимали, к чему стремиться. Как-то молодая актриса сказала корифею Малого театра Варваре Рыжовой: «Варвара Николаевна, как у вас на сцене все просто!». На что та ответила: «Будет просто, если повторишь раз со сто». Работа артиста над ролью не должна ограничиваться репетицией. Репетиция — только трамплин для дальнейшей работы над ролью, прежде всего работы внутренней. Чтобы научиться ощущать стремительность ритма в современном спектакле — без него мы просто не можем конкурировать сегодня с телевидением, с кино, с шоу-бизнесом... Все эти задачи стоят перед коллективом постоянно, и я надеюсь, мы будем их посильно решать.
«Революция, безусловно, некое самовыражение нации, проявление самосознания и гражданской позиции, но в ней также кроется большая опасность»
— Сегодня многие режиссеры ставят спектакли на потребу идеологии, в угоду власти. Как Евромайдан повлиял на ваши творческие предпочтения?
— В 2005 году наш театр подвергался нападкам власти, причем совершенно несправедливо. Майдан 2004 года и Майдан 2014 года, очевидно, определенные этапы пути страны к подлинной демократии. Чем все это завершится — посмотрим. Революция, безусловно, некое самовыражение нации, проявление самосознания и гражданской позиции, но в ней также кроется большая опасность.
Можно, демонстрируя приверженность Майдану, козыряя тем, что был участником событий, паразитировать на теме патриотизма. И паразитируют на этом главным образом неудачники, отъявленные карьеристы, желающие прорваться во власть или чего-то от власти урвать. Кроме того, на теме Майдана можно очень неплохо подзаработать, что просто аморально. Но кто сегодня задумывается о морали?.. Проблема эта остра не только в Украине, но и в России.
Недавно академик, директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский заметил, что, к сожалению, диктат власти и цензуры сегодня отступает на второй план по сравнению с диктатом толпы и неких «активистов», пытающихся прорвать оборону культуры. По-моему, над этим стоит задуматься. Тут очень важно отделять тех, кто честно занимается культурой и вносит реальный вклад в духовную жизнь страны, и тех, кто, называя себя «активистами», просто-напросто хочет подзаработать.
— В связи со вступлением в силу нового закона объявлен конкурс на замещение должности генерального директора — художественного руководителя Театра имени Леси Украинки. Как вы относитесь к новой процедуре подбора руководства театрами и закону в целом?
— Я к этому отношусь, как к стихийному бедствию, которое надо пережить. Потому что, с одной стороны мы вроде стремимся в Европу и ратуем за евроинтеграцию, а в Европе в отношении театров все очень просто: руководителя муниципального театра назначает мэр, соответственно, он единолично отвечает за то, как театр этот будет в ближайшие пять лет развиваться. А руководителя государственного театра (также единолично) назначает министр культуры. Мне кажется, я пережил это стихийное бедствие — конкурс, и со мной Министерство культуры заключило очередной контракт на пять лет.
Хотя я считаю почти безумием тот факт, что госпожа Подоляк и другие представители Комитета по культуре, формируя новый закон о театре, не собрали ведущих деятелей культуры страны для его обсуждения. Ничего хорошего, окромя дурного, из этого для нашей культуры не вышло. Не хотелось бы думать, что таким образом принимаются законы и в иных отраслях — в сельскохозяйственной или, скажем, в транспортной. Ну как можно не прислушаться к тем, кто посвятил профессии всю жизнь?
— Каковы ваши взаимоотношения с Министерством культуры? И вообще, насколько продуктивна его роль в развитии культуры страны?
— Ну, это серьезный разговор для совсем иного интервью. Нынче я могу лишь сказать, что для меня загадка — те критерии, которыми иногда пользуются чиновники министерства в отношении работы театров.
Между тем, по-моему, они очень просты: посещаемость, то есть движение к аншлагу, доходы, налоги — исправно и в каком объеме они платятся, загрузка труппы, ну и на сладкое (хотя это, очевидно, самое главное) — духовный, творческий уровень спектаклей. Все это меня действительно заботит, и на эту тему я бы хотел пообщаться с министром. Но пока не получается...
Возникает еще масса вопросов, касающихся взаимоотношения театров с министерством. Но они настолько и деликатны, и остры, что я оставляю их для внутреннего употребления.
— И последний вопрос: как вы относитесь к театральной критике?
— А вы считаете, она у нас есть?..
— Ну...
— В идеале профессиональная театральная критика должна анализировать состояние театрального процесса в городе и по возможности способствовать его развитию. Если более просто, она должна давать пищу для размышлений тем, кто рождает спектакль.
Когда-то, в начале 60-х годов, когда я начал работать в Киеве, один мудрый человек сказал: «В Киеве исчезли камерная музыка и театральная критика».
Это случилось после войны, в результате печально известной кампании против космополитизма, которая переросла в откровенный антисемитизм, и в городе исчезли многие профессионалы.
Сегодня, по-моему, у нас камерная музыка замечательна, а вот с театральной критикой похуже... Нет, конечно, время от времени в печати появляются единичные более или менее серьезные театральные впечатления, но в общем...
Мутный поток авторской необъективности, тенденциозности, вопиющего непрофессионализма, а то и попыток травли, оскорблений и прямых провокаций в отношении того или иного театра нарастает. Читаешь подобные опусы — и охватывает даже не злость, а бесконечная печаль от хамства, невежества, бессмысленного жонглирования словами, терминами, понятиями, цитатами...
Нередко нынче о театре пишут те, кто прочел одну книгу, а может быть, и полкниги. Всю эту белиберду многие молодые и неискушенные могут воспринять как что-то истинное. Один из нескольких серьезных театральных исследователей, что еще остались на постсоветском пространстве, о таких авторах отозвался коротко и емко: шваль...
Началось это не вчера и не в нашей стране, так что некая реальность в разные времена культурной жизни общества, где царствует интриганство, злость, сведение счетов, неоправданные амбиции, зависть... а порой и просто стремление при помощи доноса лишить кого-то должности. Публично отвечать на это — дело десятое. Но были моменты в истории театра ХХ века, когда все-таки приходилось...
Так отвечал Георгий Товстоногов, и не кому-нибудь, а Николаю Охлопкову, когда творческие и этические конфликты достигали апогея. Так отвечал великий Анатолий Эфрос после откровенной травли бездарностей, пытавшихся его уничтожить. Может наступить момент, когда не отвечать будет невозможно.
Своеобразие текущего момента в том, что если откровенно публично хаять Льва Додина в Санкт-Петербурге или Сергея Женовача, то можно, как говорится, и в ответ схлопотать. У нас же в Киеве театральная среда устроена иначе. Ну что же... Киевский поэт Наум Коржавин когда-то вывел почти универсальную формулу: «Время дано! Оно не подлежит обсуждению! Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем...».

Заместитель министра экономического развития и торговли Украины Максим НЕФЬОДОВ: «Если мы будем работать с такой скоростью, результат получим, когда я стану глубоким стариком»
Политолог Олеся ЯХНО: «Вероятно, к власти придет политик жестче Путина, иначе нельзя будет сохранить Россию»
Директор Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Владимира Преснякова и Филиппа Киркорова Олег НЕПОМНЯЩИЙ: «Я не могу утверждать, что Алла полюбила Филиппа как женщина мужчину, как Джульетта Ромео, однако какие-то чувства у нее были. Какие — никому не понятно, но им было хорошо, а вот в то, что сейчас ее сердце Галкиным занято, я не верю»
Надежда САВЧЕНКО: «Иракский принц продать меня за 50 тысяч долларов предложил, хотя сначала комбату двух баранов давал»
Художественный руководитель Театра имени Леси Украинки Михаил РЕЗНИКОВИЧ: «Пусть расцветают все цветы, кроме бумажных!»
Времена меняются, а люди — нет
ОРЛУША: «Одеваться он решил — «Искандеры» насмешил: в рукава засунул руки — оказалось, это «Буки»
Дмитрий БЫКОВ: «Пора ответить наглому насилию сомнительных партнеров-блатарей. Пусть кто-нибудь расплатится за Сирию, и лучше, чтобы это был еврей»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги